Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Атяшевский детский сад №2"

Республика Мордовия, Атяшевский район, рп. Атяшево, пер. Силантьева, д. 5,

Телефон

8 (83434) 2-11-24

Эл. почта ds.atyash.2@e-mordovia.ru

Результаты независимой оценки качества образовательных услуг

МБДОУ "Атяшевский детский сад №2"

Адрес: Республика Мордовия, Атяшевский район, рп. Атяшево, пер. Силантьева, д. 5,
Телефон: 8 (83434) 2-11-24
Эл. почта: ds.atyash.2@e-mordovia.ru

Программа дополнительного образования «РАДУГА»

                                                                                                                      ….Это правда! Ну чего же тут

                                                        скрывать?     

                                                                          Дети любят, очень любят рисовать!

                                                                     На бумаге, на асфальте, на стене

                                                     И в трамвае на окне….     

                                                                                                                                    Э.Успенский

 

  1. Пояснительная записка

 

            Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях кружка «Радуга» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Занятия кружка проводятся  под девизом: Я чувствуюà  Я представляюà Я воображаюà Я творю.

Актуальность программы «Радуга» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

   Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная  техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Радуга».

 

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет

 

Задачи:

 

  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
  • Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
  • Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

 

 Отличительные особенности программы заключаются в том, что

наш детский сад работает по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.  В программе большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной.

 В ходе  реализации программы «Радуга» дети знакомятся со следующими техникамирисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • «точечный рисунок»;
  • батик (узелковая техника);
  • граттаж;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование на полиэтиленовой пленке.

Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Программа составлена по возрастным группам и  рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.      

Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.

                                                                                                                                               

Форма организации детей на занятии: групповая.

 

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
  • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
  • цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  • доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
  • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
  • развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Программа кружка предусматривает  групповую, фронтальную и индивидуальную  формы организации учебной работы с использованием следующих  методов:  1) По источнику передачи и восприятия знаний: - словесные (рассказ, беседа), - наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ           технологических приемов), практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)   2) По характеру познавательной деятельности: - репродуктивные (воспроизводящий) - частично-поисковые  (выполнение  заданий с элементами творчества); творческие (творческие задания по видам деятельности). -3) По степени самостоятельности: - работа под непосредственным руководством педагога; - совместная работа; - самостоятельная работа. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. Огромное  значение  имеет  познание  художественной культуры  своего народа.

Структура занятия кружка «Радуга»

ЧАСТЬ 1. Вводная

      Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», «Лабиринт» слушание песенок, и т.д.     

ЧАСТЬ.2. Продуктивная

    На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

Элементы занятий:

  • элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств  с помощью мимики, движений, собственной речи (Короткова Л.Д., Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста);
  • игры на развитие мышления, воображения, памяти – Игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (жанр, архитектура, скульптура). Умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.).
  • рисование, аппликация, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные виды рисованияиспользуя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.

ЧАСТЬ 3. Завершающая

Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка по теме занятия.

В конце года проводится итоговое занятие с родителями детей.

 

Формы работы кружка «Радуга» в детском саду.

  1. Индивидуальная работа

Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях.

2. Работа с родителями

  • Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
  • Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации.         
  • Анкетирование.
  1. Работа с воспитателями.
  • Консультации для воспитателей по работе с детьми в нетрадиционных техниках
  • Анкетирование.
План работы с родителями и воспитателями  (на 2015- 2016г) 

Месяц

Темы

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация по теме: «Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей»

Октябрь

Анкета для родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Ноябрь

Семинар-практикум N 1 «Знакомство со способами нестандартного раскрашивания»

Декабрь

Открытое занятие средний возраст «Я слепил снеговика» Старший возраст «Разноцветная радуга» ( художественная викторина).

Январь

Фотовыставка

Февраль

Совместная выставка творческих работ детей

Март

Семинар – практикум N 2» Сочетание техник нестандартного раскрашивания с элементами лепки и аппликации».

Апрель

Мастер – класс «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Май

Творческий отчёт о работе кружка

 План работы с воспитателями

Сентябрь

Выступление на педсовете о работе кружка

Октябрь

Буклет « Новое в рисовании или нетрадиционные материалы в рисовании, как  они развивают  детей».

Ноябрь

«Неделя творчества»

Декабрь

 

Выпуск новогодней газеты

Январь

 Семинар-практикум

Тема:  «Развитие творчески способностей через использование нетрадиционных приёмов рисования»

Февраль

Фотовыставка

Март

Консультации по теме «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Апрель

 

Совместная итоговая выставка

Май

Творческий отчёт о работе кружка

 

 

 

 

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:  - развитию мелкой моторики рук; - обострению тактильного восприятия; - улучшению  цветовосприятия;  -  концентрации внимания; - повышению уровня воображения и самооценки.  -Расширение и обогащение художественного опыта.     -Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.      -Сформируются навыки трудовой деятельности      -активность и самостоятельность детей в изодеятельности;     -умение находить новые способы для художественного изображения;    -Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства

2 Механизмы отслеживания качества программы

 

 

В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются  адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

 

   Разделы

                                           Уровни развития

                 Средний

                     Высокий

Техника работы с материалами

Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь.

Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.

Предметное и сюжетное изображение

Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным.

Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине.  Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается  качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.

Декоративная деятельность 

Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования.

Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.

 

 

 

 

 

 

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты  обследования заносятся в  разработанную таблицу-матрицу.

 

       Ф.И.ребенка

     Техника работы

с     материалами

Предметное и       сюжетное изображение

Декоративная

 деятельность

 

          9

       5

       9

      5

   9

   5

 

В

В

В

В

С

В

 

В

В

С

В

С

С

 

В диагностической таблице  используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний  - С, низкий - Н.  

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология  достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

 

 

 

  1. Учебно-тематический план

 

Программа «Радуга» это  система занятий по изобразительной деятельности с использованием  нетрадиционных  техник. Содержание системы работыи задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Цветы», «Птицы», «Сказки», «Игрушки», «Загадки Радуги». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           № п/п

 

                     Тема  занятий

Количество занятий

 1 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

                 4

Январь

«Животные»

                 4

Февраль

«Сказки»

                 4  

Март

«Цветы»

                 5

Апрель

«Игрушки»

                 4

Май

«Загадки Радуги»

                 4

                                                                       Всего за 1 год обучения: 34                     

 2 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

                 4

Январь

«Животные»

                 4

Февраль

«Сказки»

                 4

Март

«Цветы»

                 5

  Апрель

«Игрушки»

                 4

Май

«Загадки Радуги»

                 4

                                                                     Всего за 2 год обучения: 34                       

 3 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

                 4

Январь

«Животные»

                 4

Февраль

«Сказки»

                 4

Март

«Цветы»

                 5

Апрель

«Игрушки»

                 4

Май

«Загадки Радуги»

                 4

                                                                     Всего за 3 год обучения: 34                     

4 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

               &nb