Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Атяшевский детский сад №2"

Республика Мордовия, Атяшевский район, рп. Атяшево, пер. Силантьева, д. 5,

Телефон

8 (83434) 2-11-24

Эл. почта ds.atyash.2@e-mordovia.ru

Результаты независимой оценки качества образовательных услуг

МБДОУ "Атяшевский детский сад №2"

Адрес: Республика Мордовия, Атяшевский район, рп. Атяшево, пер. Силантьева, д. 5,
Телефон: 8 (83434) 2-11-24
Эл. почта: ds.atyash.2@e-mordovia.ru

Выступление на секции руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений на тему: «Вариативность программно-методического обеспечения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»

Обозначенная тема важна не только для сферы дошкольного образования, но и для всей системы образования в целом. Известно, что основы личности закладываются в дошкольном детстве, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребенок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, поэтому сейчас большое внимание уделяется качеству дошкольного образования. Значительное влияние на него оказывают программы, по которым работают детские сады.

В советское время все ДОУ работали по единой программе, педагоги должны были неукоснительно выполнять все ее требования. Места для творчества педагогов практически не оставалось.

Ситуация изменилась после принятия закона об образовании, разрешающего использовать вариативные программы дошкольного образования. Педагогам стало интереснее работать, они получили возможность творить. У родителей появилась возможность выбирать детские сады с определенными программами, соответствующими интересам детей. Однако программ стало слишком много, поэтому появление ФГТ, а вслед за ним и ФГОС было воспринято работниками ДОУ как положительный момент.

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Показателями степени вариативности педагогической системы, по мнению Н.В. Немовой и Т.П. Афанасьевой, являются: наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для обучающихся вариантов программ (избыточность одинаково привлекательных вариантов); возможность выбора детьми одного из вариантов получения образования (доступность привлекательного варианта); гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей обучающихся).

Говоря о системе дошкольного образования, мы можем выделить следующие показатели степени вариативности педагогической системы ДОУ:

  • наличие оптимальной образовательной программы, которая идет от ребенка, а не переделывает ребенка под себя;
  • построение образовательного процесса по принципу «от естественных интересов детей к прививаемым»;
  • ориентация при формировании содержания дошкольного образования на «индивидуальные особенности каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»;
  • учет принципа возрастающей независимости ребенка от взрослых в процессе деятельности и, соответственно, намеренное приглушение педагогом своей субъективности в пользу ребенка.

Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.

Многообразие культур, языков, традиций, с которыми сталкиваются педагоги в группах детского сада, требует, чтобы педагоги, родители и учредители образовательных организаций могли выбирать наиболее подходящие программы, более того, могли строить содержание образование в соответствии с возникшей образовательной ситуацией. Это требование рождает необходимость веера предложений на «рынке» программ, методологии и технологий. Вариативность оказывается единственно возможной стратегией личностно-развивающего образования.

Анализ существующих ныне программ дошкольного образования, обновленных и вновь созданных, показал их большое разнообразие и вариативное содержание (при соответствии требованиям Стандарта):

Вдохновение. Примерная основная образовательная программа / под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Национальное образование, 2014. – 192 с.

Детский сад – Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 264 с.

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. О.Л. Соболевой. – М.: Дрофа, 2013. – 864 с.

Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.

На крыльях детства: примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ИД Карапуз, 2014. — 202 с.

От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 333 с.

Первоцветы: основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Коллектив авторов под руководством Н.В. Микляевой. – Москва: Аркти, 2014. – 252 с.

Примерная образовательная программа дошкольного образования «ОткрытиЯ» / под редакцией Е.Г. Юдиной. – М., 2014.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под ред. Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен]. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – 186 с.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 170 с.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. — М.: Левъ, 2014. – 168 с.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства» / под редакцией Т.Н. Дороновой. – Москва: ФГАУ ФИРО, 2014.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 464 с.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Березка» / под редакцией В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной. – М., 2014.

Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др. – М.: «Просвещение», 2014. – 232 с.

Разноцветная планета: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под редакцией Е.А. Хамраевой, И.В. Мальцевой. – М.: ЮВЕНТА, 2014.

Успех: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н.В. Федина и др., Москва: «Просвещение», 2015. – 235 с.

Главная идея современных программ и модернизации образования в целом — это помогать детям, расти в условиях естественного и самоценного периода детства.

Наш детский сад с 2008 года занимается по примерной образовательной программе «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Ведущими целями программы является:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

 Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Отличительные особенности Программы: направленность на развитие личности ребенка; патриотическая направленность; направленность на нравственное воспитание; поддержку традиционных ценностей; нацеленность на дальнейшее образование; направленность на сохранение и укрепление здоровья детей; направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка; гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка; охват всех возрастных периодов (от рождения до школы); простота введения вариативной части; наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности; взаимодействие с семьями воспитанников; технологичность программы; наличие приложения с подробными перечнями.

Важно что в программе есть приложение в котором представлен учебно-методический комплект по каждой образовательной области – это и методические пособия, и электронные образовательные ресурсы и рабочие тетради, и наглядно дидактические пособия.

Итак, вариативность программно-методического обеспечения – это важный элемент дошкольного образования, это качество образовательной системы характеризующее её возможность создавать и предоставлять варианты общеобразовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с изменяющимися потребностями и возможностями.