Часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами.
- Мифы об исследовательской деятельности:
- Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
- Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат.
- В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.
- Слишком много непонятных моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т. п.
- Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога, глубоких и разносторонних теоретических знаний.
- Главный результат такой работы – победа на конференции.
- Работа юного исследователя не имеет научной ценности.
Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.
- Актуальность темы. Освещение актуальности изучаемой темы, значимости ее на современном этапе.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ. Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную тему. Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю вам
Наблюдение как способ выявления проблем. Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, к примеру, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Как разговаривают рыбы?», «Почему играют котята?». Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.
Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы, например снежинки. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму, цвет. Хорошей развивающей деятельностью будет задание нарисовать эти снежинки по памяти.
Структура детского экспериментирования:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», возникает вопрос – как помочь героям перебраться через реку. Экспериментирование: ёмкость с водой поочерёдно попадают бумажная салфетка, кусочек ткани, железная и деревянная пластина. Бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделаем вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Возник следующий вопрос, а почему дерево не тонет какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.
- Выдвижение гипотезыбыло таким – обладает ли дерево различными свойствами?
- Поиск и предложение возможных вариантов решения: Можно составить схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определяется возраст дерева.
- Сбор материала:Сначала выясняем - откуда появилась деревянная пластина. Помогут иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину, не забудьте о загадках, уточняем из каких основных частей состоит дерево.
- Обобщение полученных данных.
По результатам проведённого исследования делаем вывод:
- Дерево лёгкое, плавает в воде.
- Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.
- Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок.
Таким образом, гипотеза подтверждается – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого создаются специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Своё выступление позвольте мне закончить словами В.А.Сухомлинского:
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”