Актуальность проекта
В современном городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГИБДД, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети. С каждым годом проблема детского травматизма становится острее. Каждое десятое ДТП происходит с участием детей.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил уличного движения.
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города.
Изучив проблему ознакомления детей с правилами дорожного движения и увидев актуальность данной темы, мы планомерно и систематически проводим образовательную деятельность по ПДД с детьми в своей группе.
В утренние и вечерние отрезки времени, на участке детского сада во время прогулок проводим игры с использованием световых сигналов светофора («Огни светофора», «Перекресток», «Запомни сигналы регулировщика»). Дети отгадывают и сами придумывают загадки, решают и составляют кроссворды на тему безопасности на дорогах («Водитель и пешеход», «Необычный дорожный знак»). Рисуют виды транспорта и ситуации на дорогах («Дети на проезжей части», «Водитель будь внимателен», знакомые знаки дорожного движения не только на бумаге, но и мелом на асфальте.
В нашей группе решение задач по ПДД осуществляются через все виды образовательной деятельности и в тесном контакте со всеми специалистами детского сада. Комплексные интегрированные занятия вызывают у детей особый интерес. На музыкальных занятиях дети разучивают частушки про правила дорожного движения:
Светофор укажет строго –
Переход сейчас закрыт.
Не беги через дорогу,
Если красный свет горит.
Полосатая дорожка –
Пешеходный переход.
На зеленый свет шагай
Поскорее, не зевай!
На занятиях по физкультуре проводятся эстафеты и подвижные игры с использованием дорожных знаков. Очень дети любят развлечения, КВН и праздники, проводимые совместно с родителями.
Для закрепления дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД, я провожу целевые прогулки и экскурсии «Знакомство с дорогой», «Наблюдение за светофором», «Перекресток», «Прогулка пешехода». Такие прогулки способствуют формированию и развитию у детей навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Дети с удовольствием принимают участие в викторинах по ПДД. Ребята соревнуются командами в узнавании дорожных знаков, сигналов светофора, разбирают причины дорожно-транспортных происшествий.
Живой интерес вызывают у детей компьютерные презентации по теме дорожной безопасности.
Презентация является прекрасными помощником при проведении мероприятий. Её содержание охватывает большой объем программного материала по ПДД: виды транспортных средств, историю развития транспорта, причины ДТП, участников дорожного движения, сведения о дороге и ее главных составных частях, историю создания светофора, назначение дорожных знаков и указателей, их группы. В уголке ОБЖ периодически устраиваем выставки литературы по безопасности движения. В группе оформлена папка-передвижка, где ярко, наглядно, красочно представлены материалы по ПДД. Предлагаем детям раскраски по данной тематике, дети с удовольствием рисуют, изготавливают аппликации, поделки из разных материалов: мастерят разные автомобили.
Большая работа проводится с родителями. В этом году нами были разработаны специальные буклеты-памятки «Памятка родителям по ПДД». На родительских собраниях проводятся анкетирования, чтобы выяснить, что и как взрослые говорят детям о поведении на улице, какой пример показывают и беседы «Безопасность детей - забота взрослых», «Ребенок в автомобиле», «Дорога в школу и домой».
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в нашем учреждении особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Цель:
- формировать у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде, через организацию разных видов деятельности: организационно-образовательной деятельности, игровой, продуктивной.
Задачи для детей:
- Продолжить знакомить детей с правилами дорожного движения.
- Расширить знания детей о транспортных средствах.
- Познакомить детей со значениями дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
- Развивать наблюдательность и любознательность.
- Воспитывать умение ориентироваться на местности.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Задачи для родителей:
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через практическую деятельность.
Задачи для педагогов:
Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Создать предметно-развивающую среду для поддержания познавательного интереса детей.
Длительность проекта: 4 недели.
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта:
Дети:
- Проявляют интерес к различным видам транспорта;
- Овладевают навыками поведения на улицах;
- Знают некоторые значения дорожных знаков, их графическое изображение;
- Сознательно выполняют элементарные правила дорожного движения.
Родители:
- Обогащение родительского опыта приёмами воздействия и сотрудничества с ребёнком в семье;
- Повышение компетентности родителей при ознакомлении детей с правилами дорожного движения.